Национальные окраины в политике Российской
империи и русской общественной мысли

Бессарабия

«Мы и „союз русского народа”»

«Мы и „союз русского народа”» – статья Г.В. Мадана в проправительственной молдавской газете «Молдованул» (Молдаванин).

В программной статье нашей газеты мы говорили, что будем работать не ради какой-либо политической партии, но ради Императора и нашего народа. Эта линия поведения нужна была нам, чтобы уклониться от всякого подозрения; ибо, в то время как мы не носим ничей ошейник и не скованы цепями тактических соображений политических партий, мы можем без всякого стеснения всегда говорить правду: мы будем хвалить добро и осуждать зло, откуда бы они не происходили.
При всем при этом наши злопыхатели, враги племени и народа, то есть те, кто бегут от правды и света, как черт от ладана, поспешили нас очернить перед всем миром, распространяя ложь, что мы сторонники, что мы члены союза русского народа.
Нет и речи, что слова тех, кто рассказывает о нас такие сказки, не стоят и ломаной копейки в глазах серьезных, образованных и беспристрастных людей, тем более что исходят они от неисправимых пономарей, вроде тех из «Басарабии», которые давно.
Но опять же, учитывая что неправда и клевета распространяются быстрее, чем правда, мы не можем обойти молчанием их поклепы, и вынуждены дать разъяснения.
Мы говорили и будем снова говорить: мы не имеем ничего общего ни с одной политической партией; в конце концов, и с союзом русского народа. Мы непрестанно будем приветствовать добро, и бичевать зло, откуда бы они не исходили. Мы будем защищать всех ущемленных, и будем бить по голове тем, кто следует за злом и строит козни государству, сея в стране дух вражды и развращения, чтобы воспрепятствовать исполнению реформ, дарованных Высочайшим манифестом.
Поэтому, говоря о выборах, мы вскользь упомянули и союз русского народа. Ибо мы видим, что союз преследуют несправедливо, что против него ведется не честная идейная борьба, а личная; и у нас вызывает отвращение такая подлая политическая школа, которой служат такие орудия борьбы, как ложь и клевета; мы презираем тех, кто выставляет перед народом врагами самых достойных, бескорыстных и патриотичных мужей, только за то, что они принадлежат к другому политическому лагерю, как делают, например, люди из «Басарабии».
Эта газета, достойная базара, нагло называет предателями народа, негодяями и пьяницами священников, которые вступили в союз.
И когда мы видим, что в союзе состоят бояре и священники, являющиеся гордостью и украшением губернии и нашего народа, тогда мы ожесточенно встаем против тех, кто  их охаивает, глумится над ними, только за то, что они состоят в союзе, забывая, что некоторые из них состарились, верно служа Императору страны и нашему народу; и даже если они вступили в союз, то сделали это, потому что уверены, что союз – это партия, ведущая страну к благу. Сейчас, любой благоразумный человек глубоко уверен, что никто не хочет возвращения к старому режиму, и не в силах его вернуть.
При этом мы не советовали, не убеждали молдаван идти с союзом, но советовали объединиться всем вместе и выбрать людей влиятельных, образованных и честных, чье слово имеет большой вес, людей любящих наши законы и народ, верных Императору и любящих наш язык, наши молдавские обычаи и порядки, которых нам оставили в наследство наши деды и прадеды. Ибо только такие люди будут мужественно подставлять грудь, когда зайдет речь о народе и нуждах народа. – И если сейчас, например, такие мудрые и добрые  мужи находятся в союзе русского народа, тогда было бы истинным безумием не выбрать их, а выбрать бараночников, которые против союза.
Возьмем например священников Николая Лашко, Михаила Чакира, Константина Парфениева, Алек[сея] Балтагу которые являются цветом и украшением нашего молдавского клира, и которые один Господь знает, сколько выстрадали, чтобы у нас была церковная молдавская типография, и кафедра молдавского языка в семинарии и женском духовном училище; и чью плодотворную и полезную для молдаван работу история впишет золотыми буквами в книгу нашего народа: - и что, если эти священники не против союза или являются его членами, то нам надо говорить, что они враги, как это делают люди из Басарабии и других подобных газет?...
О, Господи, Господи!.. Какие же лицемерные и малодушные те, кто ошеломляет нас разговорами о своей любви к человечеству и молдаванам, крича на всех углах о свободе, равенстве и братстве!..


Перевод с румынского – О.А. Гром
Молдованул. 1907. 24 января. № 2.

Автор: Г.В. Мадан