Национальные окраины в политике Российской
империи и русской общественной мысли

Остзейский край

Письмо к К.П. Победоносцеву от 8 Августа 1886 г. о необходимости поставить православие в основу объединительной политики

С.В. Шаховской Письмо к К.П. Победоносцеву от 8 Августа 1886 г. о необходимости поставить православие в основу объединительной политики // Из архива князя С.В. Шаховского. Материалы для истории недавнего прошлого Прибалтийской окраины (1885–1894 гг.). Т. III. СПб., 1910 г. С. 5-7.

Глубокоуважаемый Константина Петрович. Только что получил Ваше письмо от 1 Августа и спешу на него ответить. Я вполне разделяю Ваш взгляд на движение Вормских крестьян в православие, как Вы усмотрите из прилагаемого в копии моего письма к Преосвященному Донату от 26 Июля. К сожалению Преосвященный, увлекаемый заботой о количественном увеличении своей паствы, иногда прибегает к весьма поспешным распоряжениям, не расследовав предварительно и всесторонне не обсудив всех обстоятельств дела. Как бы то ни было, но вследствие уже сделанных Преосвященным распоряжений, надо с этим явлением на острове Вормсе считаться теперь, как с фактом.
Несомненно мне предстоит по этому делу перенести много неприятностей, преодолеть много затруднений, но я предпочитаю все это принять на себя, чем дискредитировать Преосвященного, обнаружить признаки какой либо с ним розни, или несогласия и тем дать врагам нашим орудие, которым они могли-бы нанести чувствительный удар общему делу присоединения.
Что же касается до этого общего дела, то я уверен, что оно только тогда может пойти успешно, когда оно потеряет свой нынешний случайный характер и станет на почву определенной программы, систематически и твердо приводящейся в исполнение. Пора бы перестать играть в прятки и поставить вопрос прямо. Правительство устами Великого Князя Владимира Александровича громко провозгласило свою программу – объединение Прибалтийского края с Россией и тесного сплочения здешнего населения с русскими в одну общую семью. Такая программа не может быть выполнена только путем судебной и полицейской реформ. Эти реформы, а равно и выдвинутый мною на очередь вопрос об упразднении политической стороны в существующей организации местного дворянства, сами по себе – поставленной правительством задачи не разрешают, а могут служить лишь для сего орудиями. Суть дела заключается в уничтожении единственной политической связи между иноплеменными здешними господами и их рабами, заключающейся в общности религии. Ни для кого не секрет, что в здешнем крае протестантство есть политическое орудие и притом весьма сильное в руках балтов, преследующих в этом крае свои идеалы и цели, противоположные целям правительства. Хотя громадное большинство здешнего крестьянского населения исповедует протестантскую веру, но тем не менее протестантство продолжает быть чуждым природе населения, не удовлетворяет его духовной жажды, чем и объясняется легкость перехода крестьян не только в православие, но даже в сектантство. Этой духовной неудовлетворительностью эстов и латышей и должно воспользоваться правительство для осуществления действительного объединения здешних народностей с Россией. Эсты и латыши могут стать русским людям близкими, считаться своими и действительно объединиться с великой русской семьей скорее всего, сделавшись православными. Посему в основу объединительной политики должно быть прямо и откровенно поставлено православие.
С падением протестантства падет и так называемый Остзейский вопрос.

Автор: С.В. Шаховской