Национальные окраины в политике Российской
империи и русской общественной мысли

Западный край

Коренная причин наших окраинных неурядиц // Окраины России, 1906 г, №27, стр.83 – 85.

Коренная причин наших окраинных неурядиц.

Наша родина, несмотря на светлые точки намеченного обновления народной жизни, переживает тяжелые мрачные времена и подвергается всем последствиям смуты, идущей как бы по программе первой французской революции. Но наши движения и слишком резко отличаются от своего оригинала; насколько оно во Франции было проведено коренным населением, настолько у нас в нем мало чисто русского и не только потому, что племенной состав России очень непохож на тогдашнюю Францию, но также и вследствие работы крайних партий, к которым примкнуло большинство нашей интеллигенции, стремящейся к осуществлению всевозможных свобод космополитической окраски и забывающей историческую жизнь, заслуги и права коренного русского населения. Есть, правда, сходство в одном очень крупном рычаге: и тогда, и теперь, революция была подготовлена в большое степени флагманско-еврейскими силами. Хотя все это и не более, как грустная большая ошибка недомыслий, являющаяся результатом слабых познаний у людей, берущих на себя руководящую роль, однако расплата за такую ошибку тяжело надеть на русский народ. Да и теперь, сколько искренних желаний чувств и сил потрачены многими из нашей интеллигенции не только без пользы, но прямо во вред коренному населению России. К сожалению, подобное явление в русской исторической жизни нельзя считать чем-то новым небывалым ранее; нет, целый ряд, исторических ошибок и колебаний в направлении нашей родной жизни стал каким-то роковым недугом нашего, так называемого, образованного общества, и даже печальные последствия такого положения как-то не вразумляют власть. В этом отношении мы слишком непохожи на остальные народы. Для которых история служит источником поучения. Очевидно, в нашей подготовке лежит какая-то основная, пагубная ошибка, без устранения которой мы никогда не избавимся от крупных исторических потерь.
Разномыслие политических вопросов всегда переходит в столкновение чувств, если люди принуждены действовать активно для проведения в жизнь того, что они считают истиной. В истории всех народов такие столкновения зарождаются на почве несправедливости, действительной или кажущейся, и в наиболее острые периоды дело кончается нередко жертвами. В сущности, все это бывает следствием слабого знания тех основных положений, которые выставляются на знамени различных групп, как истина в теории, переходящая в догмы на практике. Но каких – бы идеалов мы не придерживались, какие – бы этические истины не проводили в жизнь – все мы представляем свою ту общую силу (равнодействующую), которая должна быть направляема на улучшение общенародной и государственной жизни и в характере отношений к которой нельзя погрешать против науки, руководительницы разумного человека.
По законам физики известно, что только тогда мы можем определить величину и направление равнодействующей, если будем знать величину и направление каждой из слагаемых сил. А так как наша жизнь есть проявление работы разнообразных сил человека, то и к ней должен быть приложен тот – же закон, если только мы хотим внести в изучение ее большую долю сознательности. В частных случаях так и поступают: ведь каждый согласится с тем, напр., что начиная какое-нибудь общее дело в сотрудничестве нескольких человек, необходимо предварительно ознакомиться с качествами каждого из сотрудников; этого требуют разумное распределение труда. Силы природы, влияющие на жизнь человека, изучают с тою - же  целью: зная происхождение, качества и величину силы, мы можем ослабить вредные и утилизировать ее сторону.
Как коренное население,  и большие инородческие группы, не слившиеся с ним, вносят и в свое долю сил в государственную жизнь, изменяя ее в соответствии с своими основными народными началами, - историческими, бытовыми, религиозными, этическими и т.д. Понятно отсюда, что для верного понимания государственной жизни всего населения страны и безошибочного направления ее необходимо верное понимание исторической жизни не только коренного населения, но, по меньшей мере, и всех крупных инородческих групп, т.е. всестороннее изучение их. Только при этом условии и можно достаточно умело регулировать государственную жизнь и справедливо относиться как к коренному населению, так и к инородцам. Это азбука искусства разумного управления народною жизнью. Во все времена «угнетения», «несправедливые ограничения», всевозможные виды «несправедливой эксплуатации покоренных народов» и т.п., - все это во многом зависело и от недостаточного знакомства с теми, кто жаловался на такие притеснения.
На нас, русских, обвинения в несправедливости сыпятся особенно щедро, и в этом, - надо сознаться,  - мы сами повинны. Кто из нас, не специалист, хорошо знает историческую жизнь русского народа во всех ее творческих проявлениях, а также и жизнь других ветвей славянского племени, представительницей которого считается Россия? Да и многие специалисты, судя по преподаванию у нас истории, далеко не блещут глубиной оценки творческого гения русского народа. Кто из нас имеет сколько-нибудь ясное и полное представление об исторической жизни наших инородцев, в смысле религиозных и этических начал, отношение к коренному населению, исторических заслуг, а следовательно исторических прав? Знаем -  ли мы какие заслуги, имеют перед Россией и какое зло чинило ей евреи, поляки, финляндцы, армяне и др. и что в окончательном расчете мы должны – бы представить им по всей справедливости? Ведь давний наш спор с поляками составляет во многом для нашего большого общества довольно темную область взаимных отношений, если не считать нескольких исторических фактов, далеко не объясняющих всего. Легко поддающимся на аргументацию представители нашей Польши, видимо, не знакомы с несправедливым и частым жестоким отношением поляков к русским в Восточной Галиции и Буковине, да и к другим ветвям славянства. Там поляки далеко не проявляют к ним братского доброжелательства; и это в стране с конституционным правлением, на которое многими из нас возлагаются большие надежды! Характер поляков и их политические мечты, в связи с воинствующим католицизмом, нашему образованному обществу до сих пор как-то не дается в определении. Даже преследования православных в сев.-зап. Губерниях, с 17 апр. 1905 г., не производят на нас должного впечатления. Едва – ли кто и из поборников политических прав финляндцев хорошо знает их историю  и развитие их культуры на наш счет. Я уверен (и это подтверждается всегда, при сколько-нибудь серьезным разговоре с нашим интеллигентом), что почтенная по времени историческая жизнь еврейства, истинные отношения его к другим народам, его цель и непримиримость его религиозно-гражданского устройства с основными началами христианских народов почти не знакома тем, кто так или иначе требует равноправности при разрешении еврейского вопроса. Интересуемся мы историей малых государств Европы, слабо влияющих не только на нас, но и на соседние с нами государства и совершенно игнорируем великую еврейскую республику, основанную около 2.500 л. тому назад, которая в настоящее время все более и более оказывает влияние и даже давление на остальные народы. Растлевающие влияние еврейства среди христианских народов уже не составляет вопроса для серьезного исследователя взаимных отношений евреев и христиан во всем мире , и только русский образованный человек лишен этого знания. Знаем – ли  мы историю народов нашего Кавказа и армян в частности, стремящихся образовать свое царство на территории России? Многие указывают на франмассонство, как на крупную отрицательного характера силу жизни народов последних двух столетий . Знаем – ли мы правду об этой таинственной, антихристианской силе, пагубное значение которой, обрисовываемое постепенно печатью, не подлежит сомнению? Кажется, и наша смута во многом обязана этой силе…
Все это , бесспорно, и составляет одну из причин несправедливых в ту и в другую сторону наших отношений к инородцам и преимущественно коренному населению. Даже одно такое общее незнакомство с народами России способно вызвать постоянное шатание и непоследовательность в оценке насущных вопросов русского население. Если – же прибавить к этому недостаток патриотизма в нас самих, русских, необходимой степени чувства долго по отношению к родине, то на разумное и полезное служение ей надеяться нельзя. Как в этом отношении низко стоит русский образованный деятель по сравнению с англичанином, немцем и американцем! Напоминает – ли наша школа хоть когда-нибудь своим питомцам о том, что получая образование за счет народных средств, мы должны считать своею священной обязанностью блюсти интересы своего народа? К великому сожалению, эта мысль отсутствует в нашей школе, вырабатывая кого угодно, но только не истинного слугу народа, что так неопровержимо доказали нелепые учебные забастовки.
Нетрудно понять, что если – бы в нашей средней школе, при правильной постановке курса отечественной и славянской истории, была введена, в необходимом размере, история наших инородцев, наиболее влияющих на государственную и народную жизнь России своими положительными и отрицательными сторонами, то наша школа, став национальною, подобна школам западных государств дала - бы нам те положительные сведения, при которых мы были – бы истинными руководителями своего народа. Лишь при таком преобразовании школы мы избежим политических ошибок, приносящих нам много вреда, и будем в состоянии ввести правильную оценку заслуг каждой инородческой группы, устранив несправедливые стеснения и излишние попустительства и разумно отстаивая интересы коренного населения. Отсутствием указанного знания и объясняется тот сумбур, который царит в представлении нашей интеллигенции, доводящей дело до… изгнания народа – завоевателя из его же окраинных областей и почти не признающей (вспомним различные съезды и союзы) прав коренного народа, заседателя русского государства.
Без знания тех, с кем приходится работать, нельзя и рассчитывать на плодотворную и безобидную для всех работу.
Достоевский говорил, что «Россию спасет простой народ», но… давая нам средства на образование, наш народ имеет право требовать с нам и знание того, что нам поручается, как образованным его работникам.
П.Яковлев.
(«Окраины России, 1906 г, №27, стр.83 – 85)

Автор: П. Яковлев